На главную    Обратная связь   

Оглавление

СТРАТЕГИЮ СКОРО ПОЛУЧИМ, НАДО ПОДУМАТЬ О ТАКТИКЕ





Нельзя обсуждать проект "Стратегии развития российского казачества до 2020 года и последующий период» без хотя бы краткого рассмотрения того как, когда, и почему принимались основные документы в отношении казачества.

История возрождения казачества имеет свои корни в советском периоде. Начиналось возрождение по инициативе самих казаков, постепенно объединившихся в свои общины и объединения и в 1990 году учредивших Союз казаков. Государство совершенно не участвовало в этих процессах, но отметило полезность его возрождения и постаралось воспользоваться возможностями созданного мощного патриотического общественного объединения на основе уже существующих тогда законов. Первым знаковым моментом было создание двух казачьих полков, полностью формируемых казаками. С лидерами казачьего движения министерствами и ведомствами был установлен рабочий контакт. Они приглашались на общественные и государственные мероприятия вплоть до сессий Верховного совета СССР.

После умышленного развала Советского Союза вопреки воле референдума казачество не осталось без внимания российских властей и было включено в закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Но в отличие от других вместе с ним реабилитированных народов практически ничего не получило, что явилось основной причиной недовольства в казачьей среде. Поэтому 15 июля 1992г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации « О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества.

Пункт 8 Указа предписывал: «Федеральным органам власти, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывать содействие общественному движению по возрождению казачества, не допуская при этом ущемления прав и свобод граждан».

Продолжением этому Указу стал следующий Указ Президента РФ от 16 марта 1993г. «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войсках на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержки казачества».

Эти Указы сыграли определенно важную роль. Казаки, не получая по прежнему ничего по Закону о реабилитации, сформировали к 1995 году, в основном полнокомплектно, 29 частей и соединений в составе Минобороны, 44 погранзаставы и 3 погранотряда в погранвойсках. Проявляя солидарность с брошенными на произвол судьбы народами, отстояли Приднестровье, помогли Абхазии, сформировали прославивший себя в чеченской компании Ермоловский батальон.

Понятно, что такое движение нельзя было оставлять самостоятельным без государственного вмешательства. А эффективность этого вмешательства в веках опиралось на политику: разделяй и властвуй. Тогда-то и был принят Указ Президента РФ от 9 августа 1995г. «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации».

В Указе от 15.07.1992г. Правительству РФ поручалось в срок до 1 января 1993 г. принять государственную программу поэтапного экономического и культурного возрождения российского казачества.

Программа не была принята в срок. Пожалуй, тому были причины. Отсутствовала Концепция государственной политики по отношению к казачеству, которая и была принята Постановлением Правительства РФ 22 апреля 1994г. За это время уже успели забыть, какую программу поручал разработать президент. И лишь в 1999г. 21 июня приняли «Федеральную целевую программу государственной поддержки казачьих обществ на 19992001 годы». Общественные объединения оставили в стороне при «своих интересах». Несмотря на эти перипетии всё же прослеживается логика в принятии документов.

Потом, наверное, забыли, что уже принималась концепция. А возможно и помнили, но надо было в выборном 2008 году как-то продемонстрировать заботу о казачестве, и приняли ещё одну концепцию.

Концепция слово латинское и в толковом словаре В.Даля толкуется как понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы. Не противоречит этому толкованию и Словарь иностранных слов, раскрывая это слово как систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. В отличие от программ, где есть мероприятия, цифры, даты исполнения, концепция тем и хороша, что даёт общие понятия, отображает систему взглядов.

Так незаметно подошли сегодняшние выборы. Третью концепцию, даже по «понятиям» самой концепции принимать нездорово, а принять что-то по казачеству надо. Так родился проект «Стратегии развития Российского казачества до 2020года и последующий период». Вот с «последующим периодом», предполагающим бесконечность, переборщили, т.к. придётся уже в 2016-2018 годах опять что-то принимать.

Теперь надо у толкователей посмотреть, что собой означает изобретенное слово «Стратегия». Словарь иностранных слов: «Стратегия -искусство руководства общественной, ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ; общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки и соотношения основных классовых политических сил на данном этапе исторического развития». Неплохо, правда?!

Но у Владимира Ивановича Даля толкование покруче: «Стратегия -греческое, наука войны, учение о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств; к сему относящаяся Стратагема - ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ, ОБМАН» Думаю, дальнейшие комментарии излишни! Стратегия, так стратегия! Да и сам проект больше соответствует этому названию.

Но трудно эту стратегию назвать стратегией развития всего российского казачества, т.к. в ней только дважды в общих положениях упоминается общественные объединения, возродившие казачество в России, а всё остальное отдано казачьим обществам. Разработчики её так до сих пор и не поняли, или точнее не желают понять, что жизнеобеспечивающие процессы, в том числе и казачества, происходят в повседневной жизни независимо от того находятся ли казака на государственной службе или нет. Казаки, как правило, сорганизуются в общины, и община отдельных её членов отправляет на государственную службу. Там в общинах происходит реализация остальных основных направлений стратегии деятельности казачества: «.. .патриотическое воспитание молодежи, сохранение и возрождение духовно-культурных основ российского казачества» (стр. 1). И тем, 95-97 % казачьего населения, кто этим воистину занимается (мать, отец, дядька, крестный отец и т.д.) никогда не будет выдано удостоверение реестрового госслужащего.

Этим всегда занималась общественность. Поэтому в первую очередь помощь и содействие должны быть оказаны общественным объединениям. А госслужбой должны заниматься те структуры, в которых будут служить казаки. А отвечать за качество службы каждого отдельного казака будет община, которой была оказаны адресная помощь. Касаясь вообще реестра, как такового, то это слово ненавистно не только в казачьей среде, но и в России среди тех, кто мало-мальски знает историю. Вхождение когда-то в польский реестр является позорной страницей только запорожских казаков, которые сначала польской «мовой» исковеркали русский язык, и на русскую землю пустили «западенцев». Потом эти «реестровики» вместе с поляками под руководством атамана Сагайдачного ходили на Москву и по дороге туда и обратно сжигали русские городки, разоряли и убивали русских. За всё это Екатерина II сселила их с насиженных земель и отправила подальше от польского реестра на Кубань. Но и здесь они отличились не лучшим образом, предпринимая попытки после революции отделиться от России, и предали Белое движение в Гражданской войне. За что А. Деникин справедливо расстрелял Колабухова, возглавлявшего сепаратистов.

Поэтому и в этой стратегии «Реестр» звучит как заигранная пластинка уже и за время возрождения казачества. Как уже отмечалось, концепция дважды разрабатывалась и принималась. Ельцин, в своё время перед выборами в Новочеркасске на спине казака принародно подписывал проект Закона «О российском казачестве», но так его и не принял. После него принятый Федеральный Закон можно назвать законом «Про казачество». Теперь взялись за «Стратегию», надеясь привлечь казаков на свою сторону на сегодняшних выборах. Но это только вызовет раздражение и отторжение в казачьей среде, еще больше обозначит разделение между «общественными» и «реестровыми» казаками. Намного выигрышней будет признать, что «Концепция» практически не реализована, а еще лучше назвать виновных в этом и пообещать, что после выборов отношение к казачеству в корне изменится.

Эта была общая оценка «Стратегии» как таковой. Конкретно предложить что-то трудно, т.к. «Стратегия» дает общее направление и почти повторяет «Концепцию». Но, тем не менее, следует отметить ряд моментов. Почему казакам выделять только земли сельхозназначения и только для сельского производства? Ведь в городах тоже есть казачьи организации, и казаки на полученных землях могут заниматься любым производством, как и все граждане. Но работа на земле, как и во всех странах, должна дотироваться государством. Фермерам в своё время выделили земли, но не оказали материальной поддержки и земли были заброшены.

Указать в стратегии, что семьям казаков, находящимся на службе и в резерве в дальнейшем предусмотреть налоговые послабления и снижение кредитных ставок по займам на развитие производства и обустройства жилья. Отметить, что государство продолжит работу по реализации положений закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества и будут способствовать переименованию улиц, населенных пунктов, субъектов РФ, носящих имена тех, кто принимал директивы и проводил репрессивные меры. К примеру, область, являющаяся некогда Екатеринбургским отделом Оренбургского казачьего войска, до сих пор остается Свердловской. Возвращать существующим и присваивать новым населённым пунктам и улицам утраченные имена некогда великих в казачестве людей - первопроходцев, атаманов, героев, учёных.

В работе казачества с церковью учитывать не только церковные уложения, но и сложившиеся традиции казачества. К примеру, обще казачьим праздником сделали 1 сентября - день иконы Донской Божьей матери, очень чтимой в казачестве. В Союзе казаков это даже войсковая икона. Но этот праздник, как казачий почти никто не празднует, так как есть многовековой общеказачий праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» 14 октября. Да и 1 сентября храмы пустуют, т.к. во многих семьях это проводы школьников.

В заключение следует отметить, что идея проведения общероссийского, или иногда его именуют объединительного казачьего круга, уже примерно на протяжении 15 лет переходит из документа в документ. Но она естественно не реализовалась и не может быть реализована, т.к. имеет в своей основе объединение разностатусных организаций.

Зная, что готовится Стратегия, атаманы Общероссийской общественной организации Союза казаков, руководствующиеся своим Уставом, предупредительно на Совете в г. Россошь в этом году заявили, что не поддержат предложения подобного рода. Отрадно, что разработчики Стратегии это учли и намереваются провести Всероссийский круг только казачьих обществ.

Первый Верховный атаман Союза казаков России, доктор экономических наук, профессор Мартынов А.Г.





   На главную    Обратная связь   
Отправить сообщение для: kubanagro@list.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
2009-2010 © Всекубанское Казачье Войско, Краснодар, РОССИЯ